Распечатать

Вездеходы на единой раме

ВЕЗДЕХОДЫ НА ЕДИНОЙ РАМЕ: ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Одним из достаточно распространенных видов вездеходов являются вездеходы на единой раме.

О них и пойдет речь в этой статье. 

ЧТО ТАКОЕ ЕДИНАЯ (СПЛОШНАЯ) РАМА ВЕЗДЕХОДА?

Ходовая система

Начнем, пожалуй, с ходовой части, которая представляет собой тележку, образованную остовом, подвеской, колесами и колесными парами. Под колесными парами понимаются параллельно или последовательно расположенные колеса, соединенные между собой осями, балками мостов, балансирами, листовыми рессорами.

Остов (несущая система) машины служит основанием, на котором устанавливаются двигатель с обслуживающими системами, механизмы силовой передачи (трансмиссии), системы тормозного и рулевого управления, кузов. Подвеской называют совокупность устройств, с помощью которых остов опирается на колеса и колесные пары. Главные элементы ходовой системы у пневмохода - это колеса с шинами низкого давления: они передают на дорогу силу тяжести (вес) машины, силы, вызывающие ее движение или остановку, заставляющие машину двигаться по криволинейной траектории; уменьшают передаваемые машине динамические (ударные) нагрузки, возникающие при переезде через неровности дороги. Колесо вездехода, кроме пневматика низкого (точнее - сверхнизкого) давления, состоит из обода, ступицы и спиц или дисков, с помощью которых обод соединяется со ступицей.

Важная составная часть ходовой системы вездехода - подвеска. Она передает на колеса и колесные пары вес подрессоренной части машины - остова с установленным на нем оборудованием, водителем, пассажирами и грузом. А от колес и колесных пар на остов - продольные и боковые усилия, возникающие при взаимодействии ходовых органов с дорогой; смягчает толчки и удары, воспринимаемые колесами и колесными парами от неровностей дороги; обеспечивает быстрое затухание колебаний подрессоренной части машины. Для выполнения этих функций подвеска снабжена упругими элементами, гасителями колебаний и направляющими устройствами. В качестве упругих элементов подвески на автомобилях-вездеходах могут применяться листовые рессоры, пружины, торсионы.

Рама вездехода

В качестве остова вездехода используют несущее основание кузова, раму (или совместно раму и кузов). Остов должен обладать достаточной жесткостью, чтобы под действием нагрузок, возникающих при движении машины, относительное расположение укрепленных на нем механизмов оставалось практически неизменным. Несущий кузов позволяет несколько уменьшить массу машины.

Однако при раздельном выполнении рамы и кузова создается возможность получить ряд существенных преимуществ: упростить конструкцию кузова, снизить уровень внутреннего шума за счет упругих подушек в местах крепления кузова на раме; упростить сборку и разборку вездехода, замену изношенных или поврежденных узлов и деталей. Автомобили-вездеходы бывают одно- и двухсекционными, что предопределяется конструкцией их рамы: на односекционных (моноблочных) машинах применяются сплошные, а на двухсекционных (двухблочных) - шарнирные (шарнирно сочлененные) рамы. Сплошные рамы вездеходов аналогичны по конструкции рамам обычных легковых автомобилей, шарнирные - имеют много общего с рамами шарнирно сочлененных тракторов.