Многоцелевой тягач лёгкий бронированный (МТЛБ) - это быстроходный вездеход, предназначенный для доставки людей и транспортировки грузов в закрытом отапливаемом кузове в условиях бездорожья, снежных заносов, топкого грунта.
МТЛБ используется, также, как шасси для большого количества технологического оборудования, работы в геологоразведке, обустройстве дорог, буксировки прицепов, для охоты в труднодоступных местах.
Вездеход МТЛБ оборудован цельнометаллической кабиной для посадки двух человек, а также закрытым кузовом для перевозки грузов или людей, в количестве одиннадцати человек.
Моторное отделение МТЛБ отличается свободным доступом к деталям и узлам двигательной установки. Водитель со своего посадочног места имеет возможность включать предпусковой подогреватель, производить запуск двигателя, включать другие системы машины.
Для эксплуатации в условиях крайнего севера, на вездеходе МТЛБ предусмотрен дополнительный отопитель, в добавок к штатной "печке", создающий комфортную температуру как для водителя, так и для пассажиров.
Кабина имеет широкий обзор, позволяющий уверенно вести вездеход МТЛБ в дневных и ночных условиях. Дополнительный обзор в тёмное время суток обеспечивают две фары и фара - искатель.
В первые послевоенные годы в СССР был создан артиллерийский бронированный тягач АТ-П, предназначенный для буксировки противотанковых пушек и гаубиц калибра до 122 мм. Впоследствии ему на замену разработали многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ, который первоначально использовался для буксировки 100-мм противотанковых пушек Т-12, а затем получил большое распространение и для выполнения других задач.
Конструкция
Экипаж машины располагался в передней части корпуса в отделении управления, за которым по левому борту установили двигатель. В кормовой части оборудовали транспортно-десантное отделение, в котором могли разместиться до 11 мотострелков с вооружением. Посадка и высадка десанта осуществлялись через две двери в корме и/или два верхних люка. В передней части корпуса справа был установлен 7,62-мм пулемет во вращающейся башенке с ручным механизмом поворота. Ходовая часть включала торсионную подвеску, по бортам — по шесть опорных катков, таких же, как у танка ПТ-76 и БТР-50, ведущему колесу (впереди) и ленивцу (сзади). Стандартная гусеница имела ширину 350 мм, однако при действиях на снежной целине или на очень мягком грунте для снижения удельного давления и повышения проходимости устанавливали гусеницы с широкими траками (565 мм). В советском Заполярье МТ-ЛБ использовались в качестве БМП.
Многие элементы шасси МТ-ЛБ являются едиными для многочисленных специальных бронированных машин.
МТ-ЛБ —плавающая машина, движение на плаву с максимальной скоростью 6 км/ч обеспечивается за счет вращения гусеничных лент. В стандартную комплектацию входили приборы ночного видения и система защиты от ОМП. На шасси базовой модели были созданы командирская МТ-ЛБУ, MT-COH с РЛС засечки стреляющей артиллерии, ЗРК «Стрела-10» с четырьмя ПУ ЗУР, инженерная машина с бульдозерным отвалом и передвижная техническая мастерская МТЛ-ЛБ. Последняя также могла использоваться как БРЭМ — в передней части корпуса установили А-образную стрелу крана, имелась лебедка и другое специальное оборудование. Наконец,на шасси МТ-ЛБ была создана самоходная 122-мм гаубица 2С1 «Гвоздика», которая в конце 1970-х годов была принята на вооружение Советской Армии и до сих пор остается в строю не только в странах бывшего СССР, но и во многих других государствах мира.
Штатное оборудование состоит из башенной установки 7,62-мм пулемета, системы защиты от ОМП и приборов ночного видения. Для действий в глубоком снегу или на заболоченной местности могут устанавливаться уширенные гусеницы для уменьшения удельного давления на грунт и повышения проходимости. Машина выпускалась также по лицензии в Болгарии и Польше.
ХАРАКТЕРИСТИКИ МТЛБ
Экипаж — 2+11 человек
Вооружение:
основное — 7,62-мм пулемет
Боевая масса — 11,9т
Удельная мощность двигателя—20,16л. с/т
Длина по корпусу — 6,454 м
Ширина — 2,86 м
Высота — 1,865 м
Клиренс — 0,4 м
Максимальная скорость хода по шоссе — 61,5 км/ч
Запас хода — 500 км
Высота преодолеваемой стенки — 0,61 м
Ширина преодолеваемого рва — 2,41 м
Глубина брода — плавает
Силовой блок — 8-цилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с.; неавтоматическая механическая трансмиссия обеспечивает 6 скоростей передним и 1 задним ходом