Экологическую гармонию разрушить очень легко, но полная изоляция производственных процессов от окружающей среды невозможна. Нарушение поверхности и почвенно-растительного покрова при работе гусеничного вездеходного транспорта приводит к недопустимому разрушению плодородного слоя почвы. Давно назрела необходимость подхода к освоению природных ресурсов с позиции экологической безопасности. Тем более что современные технологии позволяют бережно использовать природный потенциал.
Примером внедрения новых конструкторских разработок в рациональное использование природных ресурсов служит гусеничный плавающий вездеход.
На гусеничный вездеход ТМ-120 установлена гидромеханическая коробка передач, одним из достоинств которой является плавное начало движения, что в свою очередь позволяет сохранить плодородный слой почвы без повреждений.
Шум, создаваемый двигателем, заглушается мощным глушителем, расположенным в непосредственной близости от двигателя, и стенками моторного отсека. Уровень шума, производимый вездеходом, при движении с включенным вентилятором обдува и вентилятором отопления составляет 86дБА, что соответствует уровню шума производимым легковым автомобилем.
В настоящее время ТМ-120 оснащается оригинальными гусеницами, имеющими несколько вариантов исполнения:
Стандартная гусеница ТМ-120-35-сб101 с резинометаллическими шарнирами (РМШ), резинотканевой лентой и металлическими уширителями. Обеспечивает среднее удельное давление на грунт 0,2 кг/см2.
Гусеничная лента ЭТМ-1-35-сб136 с РМШ, высокими грунтозацепами. Используется при движении по твердым, каменистым грунтам с высокой несущей способностью. Обеспечивает среднее удельное давление на грунт 0,4 кг/см2.
Гусеничная лента ТМ-120-35-сб120 с РМШ и резинотканевыми уширителями. Обладает повышенным коэффициентом сцепления с грунтом, что повышает тяговые свойства машины на грунтах с низкой несущей способностью. Обеспечивает среднее удельное давление на грунт 0,2 кг/см2.
Гусеница ТМ-120-35-сб115 с РМШ и укороченными уширителями. Используется при движении по твердым грунтам, устройстве зимних дорог. Обеспечивает среднее удельное давление на грунт 0,3 кг/см2.
Влияние, оказываемое вездеход на плодородный слой почвы проверялось в ходе испытания, проходившее 4 июля 2001 года в г. Новый Уренгой.
Испытания проводились с участием: Начальника, а/к УТТИСТ ООО "УГП", Кравченко В.И. Зам. председателя "Комитета по охране окружающей среды" г. Новый Уренгой, Косьянченко А.Н. специалистов ОАО "Курганмашзавод".
Во время испытаний на ТМ-120 были установлены гусеницы ТМ-120-35-сб120, машина находилась в полной комплектации с максимально возможным грузом.
Для сравнения воздействия в оценочных испытаниях участвовало изделие ГТТ.