При ближайшем рассмотрении это оказался вездеход ТМ-120 родом из города Кургана , давайте познакомимся с этой машиной поближе, но вначале ответим на вопрос: что такое вездеход? Это понятие все знают с детства! Перед глазами сразу возникает небольшая гусеничная машина военного вида, т.е. практически танк без башни, на которой нестрашно отправляться в путь по любому бездорожью и грязи. Жителям северных районов России эти машины хорошо знакомы и наяву они не так уж отличаются от танков. И это легко объяснимо, если знать, как и когда появились наши отечественные вездеходы.
Обратимся к истории: большая потребность в вездеходах возникла в нашей стране в 60-е годы прошлого столетия с началом активного освоения Севера после обнаружения там больших запасов природных ресурсов. Вездеходы стали необходимы для передвижения по пересеченной заболоченной местности партий геологов, разведчиков, а затем и вахт рабочих и для снабжения их всем необходимым. Колесная техника для этих целей не подходила, так как дорог в этом регионе нет, а строительство постоянных дорожных покрытий невозможно, поэтому альтернативы гусеничным вездеходам не было.
Между тем подходящая гражданская гусеничная техника в те времена не производилась, поэтому для нужд северян приспособили военные транспортеры, разведочные машины и артиллерийские тягачи. Все эти машины имели малокомфортабельные условия для водителя и пассажиров, наносили большой вред северной растительности, а при их создании никто не задумывался о привлекательном дизайне. Так, не снимая своего военного обличья, даже не меняя окраску, они и трудились, а многие и по сей день, на гражданском поприще. Да и как могло быть иначе в стране, где все машиностроение работало на "оборонку".
Такая же ситуация была и на ОАО "Курганмашзавод". В середине 50-х годов завод освоил производство артиллерийских тягачей повышенной проходимости, которые в последствии нашли широкое применение в народном хозяйстве. И хотя эта техника показала себя неприхотливой, надежной и обладала неплохой проходимостью, но все же имела недостатки, обусловленные военным происхождением.
Так, наверное, все бы и осталось до сих пор без изменений, т.е. геологи, нефтяники, газовики и другие работники севера продолжали бы и сегодня пользоваться только военной техникой, если бы в 90-х годах не произошли кардинальные изменения в Российской экономике. С приходом рынка, судьба машиностроительных предприятий оказалось в их собственных руках, они начали сами формировать свою производственную программу и бороться за покупателя. Создались все предпосылки для появления сугубо гражданских вездеходов, изначально предназначенных для работы в гражданском секторе экономики.
Именно таким является гусеничный плавающий вездеход ТМ-120 производства. Появление на рынке этого вездехода стало символичным, ведь первый ТМ-120 появился в 2000 году - в начале нового тысячелетия.
Даже по внешнему виду можно сразу сказать, что это машина чисто гражданского назначения и военной тематикой здесь и не "пахнет". Не увидите вы намека на "военку" и в оформлении кабины: большой объем остекление, рабочее место водителя скорее напоминает кабину современного комфортабельного автобуса, только вместо руля штурвал, удобные сидячие места легко трансформируются в спальные.
Двигатель вездехода располагается в отдельном рабочем отсеке, что в первую очередь дает хорошую шумоизоляцию в кабине, а также позволяет совершать техобслуживание двигателя прямо в отапливаемом отсеке, что при северных морозах довольно удобно.
К преимуществам новой машины также можно отнести легкую управляемость, плавность хода и проходимость, а модульный принцип конструкции ТМ-120 вообще является уникальным для нашего машиностроения. На деле это выглядит так - потребитель может приобрести несколько взаимозаменяемых модулей с различным назначением, устанавливаемых прямо в кузов вездехода, и при необходимости менять их.