Вездеходы должны пройти обкатку по маршруту Якутск — Чокурдах.
К такому единодушному мнению пришли участники состоявшегося вчера в Минтрансе республики «круглого стола» о развитии сервисного и гарантийного обслуживания вездеходного транспорта в труднодоступных районах Якутии. Только после этого соответствующая экспертная группа сделает окончательный вывод — какие вездеходы наиболее приемлемы для наших экстремальных условий, на его основе будет заключен государственный контракт на поставку сразу 100 вездеходов для нужд республики.
Куда самолет не полетит и «КамАЗ» не пройдет. Снегоболотоход Сивер дойдёт.
Нашим читателям не стоит пояснять, что в Якутии есть множество населенных пунктов, до которых большее время года невозможно добраться ни самолетом, ни даже на любимых в народе «уазиках». Конечно, можно воспользоваться услугами вертолета, но они просто неподъемны для селян.
Кроме того, на отдаленные пастбища оленеводов, охотничьи угодья, геологические партии, старательские артели да и просто в отдельные деревни круглый год надо поставлять продукты, оборудование, специальное снаряжение и т. д. Со всем этим могут справиться вездеходы, или, как их сейчас принято называть, снегоболотоходы. Поэтому спрос на эту штучную технику просто огромен.
Цена и качество
Как выяснилось, с предложением тоже особых проблем нет. Однако многолетний опыт эксплуатации в условиях Якутии самых разных вездеходов показал, что универсальной модели, отвечающей всем основным требованиям — от грузоподъемности до ремонтопригодности, пока еще не придумано.
И здесь нельзя не согласиться с мнением руководителя ГКУ «Служба спасения РС(Я)» Николая Находкина, который заявил, что для каждого района республики надо разработать отдельную модель. Ведь в той же тундре нельзя эксплуатировать гусеничную технику, так как в местах, где в 60‑е годы прошлого века геологи прошлись по земле своими вездеходами, сегодня образовались непроходимые овраги.
И наоборот, на юге республики, где также много непроходимых мест, надо использовать гусеничные вездеходы, но они крайне неэффективны как по расходу топлива (до двух литров на километр) и низкой скорости, так и по износу траков (эксплуатационный ресурс одного комплекта гусениц не превышает 6000 километров, а стоит от 150 тысяч рублей). Поэтому соотношение цены и качества здесь играет определяющую роль, но производители спецтехники пока явно не могут удовлетворить потребителей.
Сервис и кадры
Одной из главных причин того, что снегоболотоходы выходят из строя чуть ли не в первую свою поездку по непролазной тайге и болотам, являются … сами водители. С этим согласились все участники обсуждения. Ведь управление такими агрегатами требует специальной подготовки. Как и где их организовать?
Как заявил заместитель директора московской фирмы «Авторос» Владимир Волхонский, соответствующая методика давно разработана, и на своем заводе они уже организовали соответствующие курсы. Однако не каждое местное предприятие имеет возможность отправить своих людей в Москву. Поэтому более рациональным выглядит подготовка на базе представительств заводов‑производителей.
Однако ключевой проблемой последующей массовой эксплуатации вездеходов признано развитие сервисного и гарантийного обслуживания. Как уже было сказано, буквально каждая деталь этих уникальных машин в разы превышает стоимость серийных торсионов, рычагов, резиновых баллонов, траков и других обязательных «расходников». Поэтому без организации соответствующей ремонтной базы, причем в самых отдаленных районах республики, об эффективной эксплуатации и говорить нечего.
«Ветлуга» — хорошо, а «Кержак» лучше?
Не обошлось на «круглом столе» и без откровенной рекламы тех или иных моделей снегоболотоходов от их производителей — от гусеничной «Ветлуги» до колесного «Кержака». Однако люди, на деле столкнувшиеся со всеми их минусами, причем в большинстве своем в самые страшные температурные минусы, сразу ставили гостей на место, указывая на те или иные недоработки.
К примеру, как заявил руководитель Департамента традиционных отраслей Севера Минсельхоза республики Сталик Дерягин, многие годы возглавлявший аграрное управление Нерюнгринской администрации, каждый прибывший в Нерюнгри вездеход подвергался доработке — усилению днища пятимиллиметровым железным листом. Кроме того, в ходе эксплуатации ни один гусеничный аппарат не выдерживал указанной в технических характеристиках грузоподъемности.
Тем не менее, как говорилось выше, востребованность республики в подобной специальной технике чрезвычайно высока. Необходимость централизованного приобретения большого количества вездеходов даже оговорена отдельным пунктом в Указе Президента РС(Я) Егора Борисова «О дополнительных мерах по устойчивому развитию села в РС(Я)». Учитывая все это, министр транспорта и дорожного хозяйства Семен Винокуров особо подчеркнул, что проблему надо решать комплексно, то есть не только коллегиально выбрать наиболее приемлемые модели для разных районов республики, но и организовать сервисное обслуживание и подготовку кадров. При этом решающую роль в выборе лучших снегоболотоходов будет играть предстоящий тестовый пробег по тяжелейшему маршруту Якутск — Чокурдах. Ориентировочно он пройдет в конце марта-начале апреля будущего года.
Григорьев Федор
Якутия № 213 от 15 ноября 2013г.